Вице-президент и директор Кидсейв по Восточной Европе и странам СНГ, сопредседатель РоссийскоАмериканской рабочей группы “Защита Детства”. Координирует работу Кидсейв по профилактике сиротства в России, Украине и Казахстане, помогая развивать программы индивидуального и корпоративного наставничества и гостевых семей, лоббировать интересы детей на государственном уровне, выстраивать эффективное партнерство государства, бизнеса и НКО в интересах детей. Эксперт в области наставничества, руководства проектами, маркетинге и фандрайзинге. Автор идеи «Корпоративного Наставничества» и обучающего онлайн-курса для НКО «Семь ключей эффективного наставничества», разработчик и соавтор международных обзоров и методических материалов по защите детства.

Введение

За пять лет своего существования Проект «Наставники» достиг серьезных результатов: сотни детей участвуют в проекте, многие из них имеют постоянных наставников, некоторые смогли обрести семью. География проекта постоянно расширяется. Накоплен и проанализирован практический опыт участников проекта. Разработка, внедрение и администрирование онлайн курса на доступной обучающей платформе является логичным и эффективным следующим шагом в популяризации и расширении наставнического движения для детей, воспитывающихся в детских домах Казахстана.

Констатирующая часть

Данный курс представляет собой набор разделов или компонентов, раскрывающих тему наставничества, и дающих практические советы и рекомендации для потенциальных или уже действующих наставников. Он освещает основные понятия, цели, задачи и инструменты наставничества для детей, проживающих в детских домах или интернатных учреждениях.

Аналитическая часть

Структура курса понятна, логична и, по большей части, последовательна. Однако, я бы предложила внести следующие изменения:

1. Написать раздел Введение. Каждая глава начинается с Введения, которое повторяется почти слово в слово. Исходя из замысла о том, что каждый раздел может являться самостоятельным инструментом, который будет изучаться в свободном режиме, тем не менее, Введение может быть вынесено непосредственно на платформу в Описание Курса (или во Введение для сборника или Практического Руководства в жесткой версии), с пояснениями о том, для кого курс предназначен, кем создан и как им пользоваться. А дальше разделы будут содержать тему, фамилию автора, и непосредственно рабочий материал.

2. изменить порядок следования лекций, поменяв местами разделы 4 и 5, и возможно, 6, т.к. важно разобраться во взаимодействии ребенка с наставником, прежде, чем обращаться к вопросам особенностей подросткового периода. То есть:

1. Общая информация
2. Кто такой ребенок
3. Кто такой наставник
4. Взаимодействие
5. Конфликты и их решение
6. Возрастная психология
7. Профилактика выгорания
8. Практические советы

Учитывая строго определенную целевую категорию детей, участвующих в проекте, отдельный вводный раздел посвящен специфическим особенностям детей, проживающих в интернатных учреждениях. Это критически важно для тех, кто не имел опыта общения с такими детьми и не имеет четкого представления о том, с чем придется столкнуться в процессе наставничества.

Эффективным подходом и позитивной особенностью курса является рассмотрение отдельных тем на примере выстраивания отношений между наставником и ребенком. При этом рассматривается позиция наставника, позиция ребенка, и дается комментарий специалиста. Взгляд на ситуацию под разным углом восприятия, точка зрения специалиста, и проверка усвоения информации при прохождении теста в конце раздела, помогают обучающемуся лучше разобраться в ситуации и найти наиболее оптимальное решение.

Еще одним преимуществом курса является включение в него раздела о профилактике эмоционального выгорания. Эта тема редко поднимается в процессе обучения и вовлечения наставников, но имеет огромное значение, поскольку практически каждый взрослый человек, участвующий в процессе наставничества, рано или поздно переживает это состояние. Возможность понять и предупредить такое выгорание у наставника еще в процессе его обучения, создает предпосылки для более прочных наставнических отношений в будущем.

Единственный раздел, который, на мой взгляд, несколько выпадает из общей структуры, это - «Конфликты и их решение в отношениях наставник-подопечный». Данная тема очень важна для успешного процесса наставничества и требует практических инструментов для оценки ситуации, предупреждения возможного конфликта и/или способов его разрешения. В разделе много теоретической информации, прежде всего об эмоциональном интеллекте, и гораздо меньше информации о возможных причинах возникновения конфликтов именно в отношениях наставникребенок, примеров действия наставника в таких ситуациях и комментариев специалиста, как в остальных главах.
Сама по себе тема EQ очень интересна и может быть полезна наставникам, но ее можно вынести в «дополнительные материалы» курса.

Заключение

Данный онлайн курс, в целом, несомненно будет полезен для потенциальных и действующих наставников. Отдельные главы могут иметь практический интерес для сотрудников интернатных учреждений и НКО, реализующих программы наставничества для детей. Содержательная часть курса несет массу полезной информации и практических советов, язык изложения понятен и доступен. Для того, чтобы курс был по-настоящему интересен, усвояем обучающимися и эффективен в использовании, очень важно будет подобрать аудио и визуальные инструменты его представления на платформе, постараться сделать его лаконичным и разнообразным, и не слишком затянутым по времени. Исходя из практического опыта и тщательного изучения многочисленных образовательных курсов, я бы советовала, чтобы общая продолжительность курса не превышала 180 минут, включая все видео и тесты. Отдельные видео ролики – не продолжительнее 2-3 минут.