Федотова Татьяна Викторовна, педагог-психолог, заместитель директора Учреждения «Ковчег».
Рецензия на обучающий курс по теме «Наставники».
Данный курс был представлен следующими пособиями:
1. «Конфликты и их решения в отношениях наставник-подопечный»;
2. Взаимодействие в процессе наставничества;
3. Кто такой наставник?
4. Общая информация о наставничестве и его видах;
5. Особенные темы в общении с подопечным;
6. Особенности подросткового возраста;
7. Эмоциональное выгорание и его профилактика в процессе наставничества;
8. Какой он, ребенок из детского дома?
Мы все родом из детства. К сожалению большинство взрослых забывают об этом сразу, как только «встают на крыло». Может быть поэтому мы так долго не можем изменить существующую систему поддержки, воспитания и сопровождения детей сирот и детей ОБПР. А вот если взять и убрать из окружения любого взрослого тех людей, на кого он привык опираться, кому может доверить сокровенное, кого ценит и уважает, кто является примером, другом, советчиком…
Как только мы, задумаемся об этом, станет очевидна проблема отсутствия по-настоящему значимых людей для тех детей-подростков, которые находятся в интернатных учреждениях. Выстраивание отношений, умение доверять, разрешать конфликты, договариваться и еще многое другое– это так необходимо в будущей самостоятельной взрослой жизни! Кто может в этом помочь? Безусловно тот взрослый, который готов стать Наставником. Проект «Наставники» существует уже пять лет и доказал свою жизнеспособность и необходимость. Представленные пособия являются теоретическим материалом, основанном на практике работы наставников со своими подопечными. Каждое из них имеет свою структуру, свои цели и задачи. В целом, весь объем информации позволяет даже, абсолютно несведущему человеку, понять, о чем этот проект, его методологию и концептуальные особенности. Благодаря доступности подачи материалов и актуальности рассматриваемых тем, авторы данных пособий раздвинули рамки целевой аудитории.
Некоторые темы будут полезны и интересны обычным родителям.
1. «Конфликты и их решения в отношениях наставник-подопечный»;
Это пособие имеет особое значение, так как содержит в себе информацию полезную для всех категорий читателей. Очень последовательно и доступно, автор раскрывает тему эмоционального интеллекта, важнейшего аспекта социальных отношений. Логично и конкретно прослеживается взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта и социальной активностью человека. Подробно рассматривается, как эмоциональный интеллект влияет на успешность в бесконфликтной коммуникации. Важно, что теория сопровождается примерами и разбором конкретных ситуаций. Любой читатель, также может проверить собственный уровень самообладания, познакомиться с техниками снижения эмоционального напряжения. Автор, также акцентирует свое внимание на том, что эмоциональный интеллект можно взращивать и развивать в любом возрасте. В пособие даны конкретные примеры, каким образом можно это делать: представлены способы вербализации эмоционального состояния. На мой взгляд, это необходимая информация позволит всем участникам проекта Наставники: самим наставникам и их подопечным, выйти на новый уровень собственного эмоционального интеллекта, а значит научит выходить из конфликтных ситуаций с положительным опытом и большим ресурсом.
2. «Взаимодействие в процессе наставничества».
В данном учебном пособии автор, очень четко, пошагово расписал алгоритм взаимоотношений наставника и ребенка из учреждения интернатного типа. Каждый этап этих отношений имеет свое назначение и свои особенности. Очень важно быть предупрежденным, знать заранее, так сказать, «на берегу» обо всех нюансах и особенностях. Таким образом можно предотвратить ложные ожидания взрослых и как следствие ошибочные действия, которые в итоге могут навредить детям! Важно, что в этом пособии говорится об исключительной ответственности взрослого. Пожалуй, ни в одной из обучающих программ разного уровня не сделан акцент на этом моменте! Весь данный обучающий модуль пронизан, прежде всего, духом уважения как к детям, так и их наставникам. Это та основа, которая чаще всего забывается во взросло-детских отношениях. Данные приоритеты дают нам надежду на то, что в процессе работы проекта Наставники все сформированные отношения будут щадящими и сберегающими.
3. «Кто такой наставник»?
Сложно прописать все нюансы личности человека, решившего стать наставником. Автору данного учебного модуля это удалось! Получился своеобразный свод необходимых качеств, перечень компетенций без которых невозможно будет наставнику эффективно общаться с подопечным. Кроме того, четко обозначены задачи деятельности наставника и его обязанности. Все это определяет «зону» ответственности и позволяет будущим наставникам более взвешенно принимать решение об участии в проекте.
4. Общая информация о наставничестве и его видах.
Отправной точкой работы любого проекта является сбор необходимой информации по заявленной тематике. Среди всех представленных учебных пособий – это является как раз главным, с точки зрения структурирования информации о проекте Наставники. Автору данного пособия удалось обобщить и проанализировать деятельность наставников, дать понимание значимости и необходимости работы данного проекта. В данном учебном пособии проводится сравнительный анализ эффективности данной программы, основанный на международных исследованиях. Опираясь на них, автор приводит убедительные аргументы в пользу развития проекта Наставники. В данном пособии отражены разнообразные формы и виды наставничества. Участие в таких проектах целыми коллективами пока является нетипичным явлением в нашем социуме. Возможность поучаствовать в корпоративном наставничестве, в настоящее время - это новый вид благотворительной деятельности. Очень полезной и значимой, в данном пособии, является информация о пошаговом алгоритме вступления в Наставники, где особо подчеркиваются преференции для участников проекта.
5. «Особенные темы в общении с подопечным».
Очень важная информация! Так как наставником может быть человек, не имеющий психологического образования, то крайне важно вооружить его специальными знаниями, и не просто теорией, а практическим руководством. В данном пособии представлены лайфхаки от уже опытных наставников. Особенные темы могут быть опасными для отношений наставник-подопечный. Одно неправильно сказанное слово или неосторожное действие способно разрушить с трудом выстроенную коммуникацию. Чтобы этого не случилось, нужно знать перечень тем, на которые стоит обратить особое внимание. В данном учебном пособии, как раз рассматриваются такие темы и даются практические рекомендации по их обсуждению. Значимым, по мнению автора, является аккумулированный международный опыт по данному вопросу.
6. «Особенности подросткового возраста»
Это пособие представляет собой готовое учебное руководство для всех взрослых, которые общаются с подростками. Профессионализм автора, его многолетний опыт позволили осветить тему особенностей подросткового возраста с максимальной амплитудой. В пособии подробно и последовательно изложены все возрастные особенности развития в подростковый период начиная от физиологических и заканчивая отношением к гаджетам. Актуальность этого пособия состоит еще в том, что проект Наставники как раз определяет целевую группу подопечных начиная с 12 летнего возраста, т.е подростков, находящихся в пубертатном периоде. Содержание учебного пособия устроено таким образом, что читатель сначала знакомится с какой-то проблемной ситуацией из жизни, затем следует комментарий психолога и конкретные советы что и как нужно делать. Такая форма подачи материала очень мотивирует дочитать до конца и является простой в понимании очень сложной темы.
7. «Эмоциональное выгорание и его профилактика в процессе наставничества». Профессионалы HR- служб различных ведомств уделяют особое внимание проблеме эмоционального выгорания своих сотрудников. Специалисты, работающие в помогающих профессиях особенно подвержены риску такого явления. Автор данного учебного модуля проводит аналогию деятельности наставника и сотрудника социальной сферы, и делает акцент на важность «мягкого» преодоления синдрома «выгорания». Данное учебное пособие целиком посвящено наставнику, его личной истории, начиная с мотивации участия в проекте. Использованная в модуле психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми «треугольник Карпмана» дает наглядное понимание последствий не правильной мотивации наставника. Это позволяет рационально оценить свои силы и возможности, а также увидеть пути решения возникающих проблем. Таблица «Симптомов выгорания» позволяет наставнику провести самостоятельную диагностику своего состояния и изменить его с помощью предложенных методов саморегуляции. 8. Какой он, ребенок из детского дома? Данный модуль посвящен очень важному участнику проекта Наставники – подопечному. Кто он, подросток, оставшийся без любви и поддержки самых родных людей? Что происходит с точки зрения физиологии и психологии, когда ребенок остается вне кровной семьи? Как все это влияет на формирование личности, эмоциональный интеллект, а впоследствии социализацию подростка? Очень подробные, понятные и доступные ответы собственно и составляют содержательную часть данного учебного пособия. Его можно рекомендовать к использованию не только в проекте Наставники, но и во всех обучающих программах, связанных с приемным родительством.
Резюмируя вышеизложенное можно утверждать, что разработанный учебный курс по теме «Наставничество» отражает все ключевые аспекты проекта. Содержательная часть рассматривает как фундаментальные, теоретические знания, так и дает много практических советов, основанных на реальных кейсах. Данный Курс будет полезен наставникам и специалистам, сопровождающим проект. Кроме, того успешная форма подачи материала может заинтересовать не только участников проекта, но и просто родителей, имеющих детей-подростков, либо тех, кто задумался о приемном родительстве. Преимуществом Курса является тот факт, что в настоящее время очень немного отечественного обучающего материала по заявленной тематике, тем более что все авторы являются непосредственными участниками проекта Наставники, а значит практиками. Также элементы данного Курса можно использовать для популяризации темы наставничества в виде брошюр, постеров, рекламных буклетов. Данный Курс необходимо ввести в качестве обязательного для изучения и подготовки будущих специалистов и участников проекта Наставники.Рецензия на обучающий курс по теме «Наставники».
Данный курс был представлен следующими пособиями:
1. «Конфликты и их решения в отношениях наставник-подопечный»;
2. Взаимодействие в процессе наставничества;
3. Кто такой наставник?
4. Общая информация о наставничестве и его видах;
5. Особенные темы в общении с подопечным;
6. Особенности подросткового возраста;
7. Эмоциональное выгорание и его профилактика в процессе наставничества;
8. Какой он, ребенок из детского дома?
Мы все родом из детства. К сожалению большинство взрослых забывают об этом сразу, как только «встают на крыло». Может быть поэтому мы так долго не можем изменить существующую систему поддержки, воспитания и сопровождения детей сирот и детей ОБПР. А вот если взять и убрать из окружения любого взрослого тех людей, на кого он привык опираться, кому может доверить сокровенное, кого ценит и уважает, кто является примером, другом, советчиком…
Как только мы, задумаемся об этом, станет очевидна проблема отсутствия по-настоящему значимых людей для тех детей-подростков, которые находятся в интернатных учреждениях. Выстраивание отношений, умение доверять, разрешать конфликты, договариваться и еще многое другое– это так необходимо в будущей самостоятельной взрослой жизни! Кто может в этом помочь? Безусловно тот взрослый, который готов стать Наставником. Проект «Наставники» существует уже пять лет и доказал свою жизнеспособность и необходимость. Представленные пособия являются теоретическим материалом, основанном на практике работы наставников со своими подопечными. Каждое из них имеет свою структуру, свои цели и задачи. В целом, весь объем информации позволяет даже, абсолютно несведущему человеку, понять, о чем этот проект, его методологию и концептуальные особенности. Благодаря доступности подачи материалов и актуальности рассматриваемых тем, авторы данных пособий раздвинули рамки целевой аудитории.
Некоторые темы будут полезны и интересны обычным родителям.
1. «Конфликты и их решения в отношениях наставник-подопечный»;
Это пособие имеет особое значение, так как содержит в себе информацию полезную для всех категорий читателей. Очень последовательно и доступно, автор раскрывает тему эмоционального интеллекта, важнейшего аспекта социальных отношений. Логично и конкретно прослеживается взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта и социальной активностью человека. Подробно рассматривается, как эмоциональный интеллект влияет на успешность в бесконфликтной коммуникации. Важно, что теория сопровождается примерами и разбором конкретных ситуаций. Любой читатель, также может проверить собственный уровень самообладания, познакомиться с техниками снижения эмоционального напряжения. Автор, также акцентирует свое внимание на том, что эмоциональный интеллект можно взращивать и развивать в любом возрасте. В пособие даны конкретные примеры, каким образом можно это делать: представлены способы вербализации эмоционального состояния. На мой взгляд, это необходимая информация позволит всем участникам проекта Наставники: самим наставникам и их подопечным, выйти на новый уровень собственного эмоционального интеллекта, а значит научит выходить из конфликтных ситуаций с положительным опытом и большим ресурсом.
2. «Взаимодействие в процессе наставничества».
В данном учебном пособии автор, очень четко, пошагово расписал алгоритм взаимоотношений наставника и ребенка из учреждения интернатного типа. Каждый этап этих отношений имеет свое назначение и свои особенности. Очень важно быть предупрежденным, знать заранее, так сказать, «на берегу» обо всех нюансах и особенностях. Таким образом можно предотвратить ложные ожидания взрослых и как следствие ошибочные действия, которые в итоге могут навредить детям! Важно, что в этом пособии говорится об исключительной ответственности взрослого. Пожалуй, ни в одной из обучающих программ разного уровня не сделан акцент на этом моменте! Весь данный обучающий модуль пронизан, прежде всего, духом уважения как к детям, так и их наставникам. Это та основа, которая чаще всего забывается во взросло-детских отношениях. Данные приоритеты дают нам надежду на то, что в процессе работы проекта Наставники все сформированные отношения будут щадящими и сберегающими.
3. «Кто такой наставник»?
Сложно прописать все нюансы личности человека, решившего стать наставником. Автору данного учебного модуля это удалось! Получился своеобразный свод необходимых качеств, перечень компетенций без которых невозможно будет наставнику эффективно общаться с подопечным. Кроме того, четко обозначены задачи деятельности наставника и его обязанности. Все это определяет «зону» ответственности и позволяет будущим наставникам более взвешенно принимать решение об участии в проекте.
4. Общая информация о наставничестве и его видах.
Отправной точкой работы любого проекта является сбор необходимой информации по заявленной тематике. Среди всех представленных учебных пособий – это является как раз главным, с точки зрения структурирования информации о проекте Наставники. Автору данного пособия удалось обобщить и проанализировать деятельность наставников, дать понимание значимости и необходимости работы данного проекта. В данном учебном пособии проводится сравнительный анализ эффективности данной программы, основанный на международных исследованиях. Опираясь на них, автор приводит убедительные аргументы в пользу развития проекта Наставники. В данном пособии отражены разнообразные формы и виды наставничества. Участие в таких проектах целыми коллективами пока является нетипичным явлением в нашем социуме. Возможность поучаствовать в корпоративном наставничестве, в настоящее время - это новый вид благотворительной деятельности. Очень полезной и значимой, в данном пособии, является информация о пошаговом алгоритме вступления в Наставники, где особо подчеркиваются преференции для участников проекта.
5. «Особенные темы в общении с подопечным».
Очень важная информация! Так как наставником может быть человек, не имеющий психологического образования, то крайне важно вооружить его специальными знаниями, и не просто теорией, а практическим руководством. В данном пособии представлены лайфхаки от уже опытных наставников. Особенные темы могут быть опасными для отношений наставник-подопечный. Одно неправильно сказанное слово или неосторожное действие способно разрушить с трудом выстроенную коммуникацию. Чтобы этого не случилось, нужно знать перечень тем, на которые стоит обратить особое внимание. В данном учебном пособии, как раз рассматриваются такие темы и даются практические рекомендации по их обсуждению. Значимым, по мнению автора, является аккумулированный международный опыт по данному вопросу.
6. «Особенности подросткового возраста»
Это пособие представляет собой готовое учебное руководство для всех взрослых, которые общаются с подростками. Профессионализм автора, его многолетний опыт позволили осветить тему особенностей подросткового возраста с максимальной амплитудой. В пособии подробно и последовательно изложены все возрастные особенности развития в подростковый период начиная от физиологических и заканчивая отношением к гаджетам. Актуальность этого пособия состоит еще в том, что проект Наставники как раз определяет целевую группу подопечных начиная с 12 летнего возраста, т.е подростков, находящихся в пубертатном периоде. Содержание учебного пособия устроено таким образом, что читатель сначала знакомится с какой-то проблемной ситуацией из жизни, затем следует комментарий психолога и конкретные советы что и как нужно делать. Такая форма подачи материала очень мотивирует дочитать до конца и является простой в понимании очень сложной темы.
7. «Эмоциональное выгорание и его профилактика в процессе наставничества». Профессионалы HR- служб различных ведомств уделяют особое внимание проблеме эмоционального выгорания своих сотрудников. Специалисты, работающие в помогающих профессиях особенно подвержены риску такого явления. Автор данного учебного модуля проводит аналогию деятельности наставника и сотрудника социальной сферы, и делает акцент на важность «мягкого» преодоления синдрома «выгорания». Данное учебное пособие целиком посвящено наставнику, его личной истории, начиная с мотивации участия в проекте. Использованная в модуле психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми «треугольник Карпмана» дает наглядное понимание последствий не правильной мотивации наставника. Это позволяет рационально оценить свои силы и возможности, а также увидеть пути решения возникающих проблем. Таблица «Симптомов выгорания» позволяет наставнику провести самостоятельную диагностику своего состояния и изменить его с помощью предложенных методов саморегуляции. 8. Какой он, ребенок из детского дома? Данный модуль посвящен очень важному участнику проекта Наставники – подопечному. Кто он, подросток, оставшийся без любви и поддержки самых родных людей? Что происходит с точки зрения физиологии и психологии, когда ребенок остается вне кровной семьи? Как все это влияет на формирование личности, эмоциональный интеллект, а впоследствии социализацию подростка? Очень подробные, понятные и доступные ответы собственно и составляют содержательную часть данного учебного пособия. Его можно рекомендовать к использованию не только в проекте Наставники, но и во всех обучающих программах, связанных с приемным родительством.
Резюмируя вышеизложенное можно утверждать, что разработанный учебный курс по теме «Наставничество» отражает все ключевые аспекты проекта. Содержательная часть рассматривает как фундаментальные, теоретические знания, так и дает много практических советов, основанных на реальных кейсах. Данный Курс будет полезен наставникам и специалистам, сопровождающим проект. Кроме, того успешная форма подачи материала может заинтересовать не только участников проекта, но и просто родителей, имеющих детей-подростков, либо тех, кто задумался о приемном родительстве. Преимуществом Курса является тот факт, что в настоящее время очень немного отечественного обучающего материала по заявленной тематике, тем более что все авторы являются непосредственными участниками проекта Наставники, а значит практиками. Также элементы данного Курса можно использовать для популяризации темы наставничества в виде брошюр, постеров, рекламных буклетов. Данный Курс необходимо ввести в качестве обязательного для изучения и подготовки будущих специалистов и участников проекта Наставники.