Как помочь ребенку из детского дома и не сделать хуже?
Почему лучше не дарить подарки и устраивать концерты, а научить пользоваться картой и готовить завтрак.
Что случилось?
Когда люди хотят помочь воспитанникам детских домов, они чаще всего привозят им подарки на Новый год или устраивают благотворительные концерты. Только вот детям от этого ни тепло, ни холодно.
Почему, разве они не любят подарки?
Все дети любят подарки, воспитанники детских домов не исключение. Только вот у других детей в жизни происходит много всего: отцы рассказывают им истории из своей бурной молодости, мамы читают сказки на ночь, а каждые выходные они все вместе едут на дачу или в гости к бабушке. В семье ребенок учится жизни. А к ребятам из детских домов приезжают, только чтобы вручить подарок и со спокойной душой вернуться в зону комфорта.
Как тогда правильно помогать?
Помогать нужно регулярно.
Любой единоразовый подарок — это чувство выполненного долга для вас и сиюминутная радость для ребенка, которая перерастет в грусть, обиду и одиночество, как только вы уйдете.
Детям, которые остались без попечения родителей, не хватает самостоятельности, элементарных бытовых навыков, уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. Им не нужны подарки, им нужны наставники.
Как стать наставником?
В Казахстане есть несколько проектов, которые занимаются социальной адаптацией воспитанников детских домов. Обратитесь к ним, они расскажут, как правильно выстроить общение и действительно помочь детям.
ОФ “Best for kids” — Нур-Султан.
Проект «Наставники» — Нур-Султан, Алматы, Караганда, Уральск, Актау, Павлодар и Темиртау.
Но я не готов к тому, чтобы стать родителем. Как быть?
Дети с двенадцати лет уже понимают, что наставники — это не усыновители.
Нужно быть не столько родителем, сколько другом, который сможет поделиться жизненным опытом, поговорить по душам и научить чему-нибудь важному.
Да я ничего толком и не умею. Как я могу помочь?
Для социальной адаптации важны простые вещи: как приготовить завтрак, построить маршрут по карте и оплачивать коммунальные счета. Объясните, почему одни товары в магазине стоят дешево, а другие дорого, и что лучше выбирать, если бюджет ограничен.
Для вас это могут быть прописные истины, но в детских домах о таком не рассказывают. Научите ребенка жизни.
А для этого нужно проходить какие-то тесты?
Кандидат, который посетил информационную встречу и захотел участвовать в проекте дальше, проходит психологическое тестирование и собеседование с координаторами. Это нужно для получения подробной информации о личности потенциального наставника.
Кроме тестирования, проект организовывает специальное обучение — тренинг «Школа Наставников».
В рамках Школы кандидаты пошагово изучают особенности общения с детьми подросткового возраста, этой социальной категории, роль наставника, и учатся строить отношения со своими подопечными.7
Я вроде готов, но не совсем уверен. Что еще нужно знать?
— Не приходите к детям из любопытства, чувство долга, за острыми ощущениями или в попытке уйти от собственных забот и проблем. Честно задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» и возьмите время на размышление. Приходите только в случае, если для вас это ценно и важно. Проект работает постоянно и к нему можно подключиться в любой момент.
— Если вами движет жалость, то стоить отложить вопрос участия в проекте, пока не разберетесь в себе. Жалость опасна: она либо унижает ребенка, либо провоцирует использовать вас. Ребенку, даже нуждающемуся в помощи, важны принятие и уважение, а не жалость.
— Помните, что в волонтерстве важна регулярность. Лучше делать понемногу, но регулярно, чем совершить грандиозный подвиг, но на один раз. Если вы уверены, что можете посвящать своему новому другу один выходной день в неделю и у вас действительно есть чем поделиться, присоединяйтесь к проекту.Почему лучше не дарить подарки и устраивать концерты, а научить пользоваться картой и готовить завтрак.
Более подробно можно прочитать здесь:
The Steppe